Начали серию совместных встреч: «Когда мы делали проект для Кишинёва, ключевым пунктом эффектности была связь с уже развитым типом экономической деятельности в городе. Сейчас вам удалось узнать, что является одновременно и центральным источником дохода города, и ставкой в будущее?»
Ребята подумали немного и говорят: «IT. Они активно развивают IT».
Не удерживаюсь и уточняю: «Какое IT? Оно же бывает разным. Геймдизайн? Софт? Сервисная поддержка для других? Или что-то другое?»
Коллеги зависли: «Мы не знаем».
Продолжаю диалог: «Это необходимо выяснить. А ещё, вы знали, что в Якутске развивается и очень хорошие результаты показывает кинематограф? Прямо есть такой феномен — якутское кино».
Вижу удивление в глазах. Хорошо, тогда будем создавать точки удивления: это поможет породить вопросы, которые позволят команде двигаться через новый угол зрения на текущую работу. Смена угла восприятия может изменить всё, хотя кажется, что с точки зрения инфраструктуры ничего не поменяется.
«А как у них обстоят дела с шаманами?»
«Шаманами?»
«Да-да, шаманами! Вы их собеседовали?»
«Нет. А зачем?»
«А это сказывается поверхностное знакомство с культурным слоем. Якутия — одна из трех колыбелей, где зародилось мировое шаманство. Мирча Элиаде, известный религиовед, пишет об этом в своих книгах, можно почитать. Но если коротко, то шаман у якутов не просто мистический образ, это значимая социальная фигура, к которой обращаются по многим вопросам, как к третейскому судье, наставнику или духовному лидеру. На Чукотке, например, у детей есть паспортное имя и то, которое даёт шаман. Родители специально приезжают к нему за этим».
«Мы не знали этого, да нам никто и не сказал».
«А вам никто и не должен сказать. Вы же чужие. Для культуры. Это задача нас, как исследователей, как гостей, узнавать особенности того места, куда мы едем. Шаман — фигура, которая находится на границе миров. Зачастую мнение или решение шамана может иметь куда большее основание, чем чиновника. Да и последние сами к ним могут обращаться. Приблизительно так же относятся к старейшинам в Чечне. Это предельно легитимные фигуры».
«И что нам делать?»
«Дайте-ка подумать немного…»
Выяснили ключевые отрасли и явления,
которые сложились и развиваются в Якутске: IT, кинематограф и шаманство.
Многие могут сказать, что шаманы — это пережиток прошлого, что будущее за современными технологиями. Но как часто в истории прошлое превращается в настоящее и будущее, возвращается обновлённым, а иногда становится ударом, сила которого прямо пропорциональна отчуждению знания.