Как противостоять манипуляциям: 5 техник контрманипуляции
Главная » Блог » Как переманипулировать манипулятора?
Блог
Как переманипулировать манипулятора?

Удача за чужой счёт

Манипуляции — странный предмет. Вроде бы пытаются управлять вами. Но стыдно и неудобно вам. Стыдно защищаться. Стыдно отказать. А поддаваясь на манипуляции, жалеем об этом, злимся и даем себе обещание — «больше никогда!».

Никогда — легко сказать, но сложно сделать. И все дело в том, что существуют 2 типа манипуляции.

Первая — простая, без ярко выраженных атак. О ней мы говорили в прошлой статье.

А вторая — агрессивная манипуляция. В таких случаях манипулятор:

  • ведёт себя агрессивно; 
  • не принимает вашего отказа и продолжает вас «дожимать»;
  • обманывает вас. 

В этом случае как раз и нужна «тяжёлая артиллерия» — контрманипуляции.

Щит от манипуляций

Вы пришли на работу, а начальник говорит вам:

— Вы — наш лучший сотрудник! Поэтому мы поставим вас работать на самую убыточную точку! Кто, как не вы, справится с этим? 

Что нужно сделать?

  1. Отследить свои чувства. Я радуюсь, что начальство меня ценит. Я боюсь подвести коллег.
  2. Взять паузу. «Спасибо большое, я подумаю до завтра».
  3. Задать себе вопрос «зачем?». Зачем я должен соглашаться на это? 
  4. Осознать свои желания. Да, мне интересна эта задача. Но только если мои усилия будут вознаграждены.
  5. Продумать ответ, основываясь на своих целях. «Спасибо вам за доверие. Давайте обсудим повышение моего оклада в связи с дополнительным объемом работы».
  6. Поддерживать внутренний баланс во время разговора. Говорите по делу. В этот момент, если собеседник готов на конструктивное решение вопроса, он пойдёт на компромисс: «Хорошо, мы повысим ваш оклад на 10%». 

В большинстве случаев вам достаточно этого щита. Он поможет и принять правильное решение, и не пообещать лишнего, о чем потом будете жалеть.

В случае вашего отказа или сомнений простой щит от манипуляций не срабатывает. В этом случае оппонент пытается вас прогнуть, вывести на эмоции и лишить чувства равновесия. В этом случае остается с достоинством выйти из коммуникации:

Не эмоционировать в ответ. Вас пытаются вывести из равновесия, чтобы вы перешли на эмоциональный диалог: «Я? А вот вы…». Один из моих лайфхаков в этой ситуации —  «косить под дурачка» и отвечать нейтрально: «хорошо», «так бывает» и коронная фраза «в смысле?». Это вводит нападающего ступор, а вы получаете время, чтобы привести в норму дыхание и подумать, как вывести коммуникацию в другое русло либо не вовлекаться в дальнейшую коммуникацию в принципе. 

Щит от манипуляций — это базовый прием. Если он не помогает, боремся с манипулятором его же оружием.

С агрессивными манипуляторами щит не помогает. Поэтому, если вы чувствуете усиливающееся давление, пора забирать у противника его же оружие — манипуляции. 

Контрманипуляции — побеждаем противника его же оружием 

На каждую агрессивную манипуляцию есть свои способы защиты, приёмы контрманипуляции. Это те же самые приёмы, что применяет манипулятор, но направленные против него самого и выполненные более умело. Тогда в игре «жертва — нападающий» вы меняетесь ролями.

5 базовых приемов контрманипуляций

Прием №1: запугивание. 

В ответ на манипуляцию используйте прямую или скрытую (выраженную невербально) угрозу. 

В середине рабочего дня Иван из соседнего отдела говорит:

— Я вижу, как ты работаешь — за весь день ни один клиент у тебя ничего не купил.

В обычной ситуации вы начнете оправдываться или отчитываться перед человеком, который, по сути, вам не начальник. А вот используя прием запугивания, продолжение диалога выглядит так:

— А я вижу, что ты вместо работы тратишь время на слежку за мной. Руководителю будет интересно это узнать.

Прием №2: запутывание. 

Манипулятор может вами управлять, когда у него есть о вас информация. Решение простое — не выдавайте ему важные данные, дозируйте информацию или искажайте её так, чтобы сбить его с толку. 

Отличный пример — сцена из сериала «Миллиарды». Помощник прокурора хочет завербовать сотрудника финансовой корпорации:

— Вы в курсе, что в вашей компании нарушается закон. Судя по всему, вы умный и хороший человек. Что в компании оскорбляет ваши чувства?

— Рынок — это живой организм, типа воробья, и мы можем создать некую абстрактную модель, почти тождественную этому самому воробью, включая миграцию, ветер, погоду и иные переменные.

Правоохранитель в ступоре, финансист перехватывает инициативу и получает подтверждение,что ни на него самого, ни на компанию у прокуратуры ничего нет.

Прием №3: принуждение. 

Чтобы добиться от вас желаемого, манипулятор принуждает вас что-то сделать. Вспомните принцип «трех да» в маркетинге и продажах. Если вы сказали «да» два раза, то и на третий, быстрее всего, скажете. 

Противодействие — склоните манипулятора к нужным вам действиям с помощью ложных аналогий, двусмысленностей, переключения с темы на тему.

Плутарх рассказывал, как одного римлянина порицали за то, что он хотел развестись:

— Разве жена неверна тебе? Разве она не хороша собой? Как ты можешь разводиться с ней?

— А разве мой башмак не хорош? Но кто из вас знает, как он жмёт мне ногу!

Прием №4: эмотирование. 

Ваши эмоции — это крючок для манипулятора, с помощью которых он вытаскивает вас из границ. А чтобы прекратить это, сделайте их своим оружием. Вызывайте у манипулятора негативные эмоции, чтобы «выбить» его из седла. 

Например, можно не давать ему договорить, пока он не потеряет контроль:

— Ты эгоист, всё делаешь только для себя! И я давно хотел тебе сказать…

— Давно — это сколько?

— Неважно, суть не в этом, а в том, что ты…

— Почему не в этом? 

Здесь вы видите провокацию на эмоцию злости, раздражения у манипулятора.

Прием №5: вовлечение. 

Манипулятор воздействует на вас, рисуя радужные картины будущего. Действуйте так же и пообещайте ему что угодно, не имеющее под собой реального основания, чтобы вовлечь его в свою игру и спровоцировать на нужные вам реакции.

Помните детскую сказку про то, как мужик и медведь делили вершки и корешки?

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Это 5 базовых приемов манипуляции, которые можно использовать в паре (вас запугивают — вы запугиваете) или без связки с друг другом (вас запугивают — вы вовлекаете).

Если вы освоите эти базовые приёмы, то сможете эффективно противостоять нападающим и быстро менять расстановку сил в свою пользу. Но на самом деле приемов контрманипуляции намного больше. В следующей статье я расскажу о фигурах «высшего пилотажа» в противостоянии манипуляторам.

В обучении контрманипуляциям главное — практика

вопросы читателям

Задача на сегодня: вспомнить минимум 1 ситуацию за день, когда вами пытаются манипулировать. Выбрать один из приемов и отрепетировать ответ на манипуляцию. Потом проработать ее уже в реальности. 

И самое главное — после реальной проработки проанализировать внутреннее состояние и самочувствие — стали ли вы ощущать себя лучше, смелее, свободнее?

Какие приёмы возьмёте на вооружение в первую очередь?

 

связанные посты:
5 Комментариев
- 10 +

Ну просто класс Илья Вы удивительный человек.Благодарю Вас очень полезная статья.

Ответить
  • Павел
  • 11.07.2018 в 18:36
- -1 +

Илья, благодарю Вас за всю информацию, все супер, все работает, и Вы большой умничка! Получаю кайф от общения с людьми, даже не всегда приятными.

Ответить
  • Инесса
  • 11.07.2018 в 20:14
- 1 +

Восхищаюсь Вами и знаниям, которые Вы даете. Этому никто не учит, а ведь это базовые знания в жизни. Огромное спасибо! Я примения на практике ваши советы, они помогли мне разобраться в себе и лучше узнавать людей!

Ответить
  • Елена
  • 18.07.2018 в 19:45
- -1 +

Это очень помогает в общении с людьми. Особенно на работе. Спасибо Вам!

Ответить
  • Лариса
  • 01.08.2018 в 19:55
- 7 +

Спасибо Вам, Илья! Всегда с огромным удовольствием читаю Ваши статьи и слушаю вебинары.

Ответить
  • Елена
  • 10.08.2018 в 04:47
Отменить
Оставить комментарий
Войти через свой профиль: